Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко / Консультации / Восприятие музыки младшими школьниками.

Восприятие музыки младшими школьниками.

Восприятие музыки младшими школьниками.

Восприятие музыки младшими школьниками.

Слушательские способности младших школьников достаточно развиты. Дети в состоянии определить простейшие музыкальные жанры – марш, танец, песня – с уточнением общего настроения (веселого, грустного, озорного, мечтательного и т.п.). Дети зачастую могут и сами описать характер произведения. Однако помощь взрослых благотворно отразится на лучшем понимании и расширит их словарный запас.
На какие аспекты дети могут обратить внимание в первую очередь? Это скорость темпа, громкость звучания, высота регистра. Кроме того, дети могут разделить звучание различных инструментов. Прежде всего, фортепиано, баян, балалайка, труба. Необходимо помогать ребенку понимать и употреблять начальные музыкальные термина и понятия: мелодия, запев, припев и т.д. После некоторого времени проведения регулярных занятий в речи ребенка находит отражение и понимание оттенков и настроения мелодии, их смены в течение одного музыкального произведения. Поощряйте выражение маленьким слушателем своего впечатления от слушаемой музыки. Попутно можно рассказать о композиторе, исполнителе. Ребенку будет интересен сюжет, созданный для данной темы. Полезно также предложить ребенку придумать свою линию развития, пофантазировать на тему мелодии. Задействовав при этом еще и желание ребенка рисунка, присущее практически всем детям, предложите бумагу, краски и карандаши, можно достичь многопланового и многоуровневого музыкального восприятия. Это благотворно сказывается на психическом и интеллектуальном развитии человека, помогает ему учиться выражать свои мысли, пробуждает фантазию; а творческую составляющую организует и направляет в правильное русло. Обсуждение музыкальных произведений вносит новые ноты в процесс общения внутри семьи, способствует формированию новых тем для бесед. Разнообразное общение помогает лучше узнать своего ребенка, его интересы, мысли, чувства. Привычка к таким беседам развивает речевой аппарат ребенка. Важно то, что разговоры с ребенком, напрямую не связанные с бытовыми вопросами, позволят в будущем не прерывать общения со своими детьми, а это может быть существенным при возникновении первых проблем и трудностей и предоставить возможность своевременно оказать поддержку, помощь. Кроме того, начало этого общения происходит на фоне музыкальных шедевров, что привносит в отношения особую атмосферу, в которой ребенок ощущает любовь, тепло и понимание.
Вернемся к музыкальному восприятию. Это достаточно сложная деятельность, поскольку постижение картины целого музыкального произведения происходит не одномоментно, а складывается в процессе звучания. Это требует постоянно удерживать в памяти уже отзвучавшее и соотносить его со звучащим в данный момент. Таким образом, во время слушания одновременно протекают такие мыслительные процессы как сравнение, анализ, синтез. Направляется внимание на развертывание, раскрытие музыки во времени. Кроме того, необходимо понимать, что слушание музыки рождает в душе некоторые чувства, подчас требующие реагирования. Во время звучания могут посещать различные мысли и образы. Некоторые музыкальные произведения побуждают к двигательной активности. Ребенок может захотеть потанцевать, попрыгать. Не стоит препятствовать этому, если только вы не находитесь с ребенком в общественном месте, где такая реакция может создать неудобства другим слушателям. Все перечисленное в целом - напряженная работа. Но она необходима для гармоничного развития личности, для постижения великой культуры, и даже для саморазвития и самопознания. Пусть малыш делает свои первые шаги вхождения во взрослую жизнь под чутким и понимающим взглядом любящих сердец родителей и под красивую музыку.

Подготовлено по материалам литературы по психологии.