Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко / Консультации / Внушение и воспитание. Часть 1.

Мужские кожаные ремни для джинсов купить стильные кожаные ремни для джинсов.

Внушение и воспитание. Часть 1.

Внушение и воспитание. Часть 1.

Внушение и воспитание.

 

Многие процессы воспитания детей тесно связаны с внушением. Для того чтобы понять это, необходимо, прежде всего, разобраться в терминологии этих понятий. Итак:

 

ВНУШЕНИЕ – (от лат. Suggestio – внушение (суггестия)) - воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои.

Эффективность внушения определяется: 1) свойствами суггестора – социальным статусом; обаянием, волевым, интеллектуальным, характерологическим превосходством; 2) особенностями суггеренда – степенью внушаемости; 3) складывающимися между ними отношениями – доверием, авторитетностью, зависимостью; 4) способом конструирования сообщения – уровней аргументированности, характером сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкреплением другими воздействиями.

 

ВОСПИТАНИЕ – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами и идеалами общества.

 

Как видно из приведенных определений, и внушение, и воспитание – суть воздействие на личность человека, в данном случае ребенка, со сходными целями, но различными ценностными последствиями. При внушении подразумевается, как правило, негативное воздействие на человека, выражаемое в выполнении каких-либо внушенных действий, противоречащих его природе и качествам. Воспитание - также процесс воздействия, однако имеющий целью – создание полноценного и самостоятельного индивида. Но, поскольку, и то и другое – есть воздействие на личность человека, можно предположить и наличие у этих процессов общих компонент. Тем более что и внушение бывает необходимо, положительно, а, значит, оправдано; а воспитание – негативно, разрушающе, ошибочно. Кроме того, по З. Фрейду, воспитание – это процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и замещению его принципом реальности.

 

Мы так подробно останавливаемся на этом, поскольку, на наш взгляд, внушение является одним из наиболее употребляемых инструментов воспитания. Возможно, явно родителями и воспитателями и не осознаваемым, но, несомненно, при подробном анализе своих действий в процессе общения с ребенком, вполне проявляющимся. Вот некоторые примеры:

маленький ребенок, еще не осознающий себя, плачет; его берут на руки, укачивают, успокаивают, убаюкивают – это внушение;

ребенок пугается чьего-то голоса, сердитого окрика, лица, либо смеется от того что, вокруг всем весело, радостно – это внушение;

ребенок подражает кому или чему-либо, потому что ему это нравится или это нравится окружающим – это внушение;

ребенок начинает дружить, играть со сверстниками, влюбляется – это внушение;

ребенок понимает, что чего-то делать нельзя – это внушение;

человек начинает следить за модой – это внушение ... и т. д.

 

Таким образом, мы переходим к такому понятию, как способность верить, определяемому иногда как открытость Другому – внушаемости.

ВНУШАЕМОСТЬ – мера или степень восприимчивости к внушению, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, слабость логического мышления, повышенная эмоциональность, впечатлительность, медленный темп психической деятельности.

Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение ситуативной внушаемости:

1. психофизическое состояние субъекта – при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается при гипнотическом трансе;

2. низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности;

3. дефицит времени для принятия решения.

 

Детская внушаемость практически беспредельна. Во многом она сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. Поэтому возможны и врачебное внушение, и гипноз, а также другие виды психологического воздействия на людей, поскольку в каждом человеке всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемый Ребенок.

Внушаемость связывает и согласует новоприбывшего в мир человека с окружающим миром, делает ребенка человеком своего места и своего времени. Во многом всем, что усвоено человеком, он обязан ей.

Но в человеке заложено и изначальное отрицание внушаемости – так называемая самость, природная самобытность. Развиваясь вместе с человеком, внушаемость претерпевает изменения, она становится все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, осознаваться. И при продолженном развитии переходит в управляемую самовнушаемость. Таким образом возникает мыслящее и способное к самоусовершенствованию существо – существо творческое – человек духовный.

Каждодневная практика внутрисемейного общения демонстрирует родителям сопротивление ребенка их внушениям. Разумеется, необходимо различать это отрицание от невосприятия. Маленький ребенок еще может не располагать достаточным жизненным опытом, чтобы уловить мимическое отражение сердитости на лице обращающего к нему взрослого, его недостаточно развитый словарный запас может не позволить даже понять и осознать речь взрослого, его внимание может быть отвлечено чем-то другим и т.п. И это все свидетельствует о невосприятии происходящего. Проводя аналогию, можно сказать о том, что «ворота» открыты, просто взрослый в них не попадает.

Сопротивление же означает то, что «ворота» заперты изнутри.

 

Одновременно с внушаемостью начинает развиваться и «антивнушаемость». Однако процесс этот носит скачкообразный, периодический характер. На практике такие периоды, как правило, называют переходными периодами – «возрастами упрямства». Первые проявления такого поведения заметны с самого раннего возраста, хотя во многом это индивидуально. Взрослые, находящиеся рядом с «упрямцем», испытывают массу сложностей в общении и быстро осознают низкую эффективность легкой формы наказаний. Здесь следует строить отношения с ребенком с большой осторожностью, велика вероятность нанесения вреда неокрепшей личности. Ведь, по сути, такие неудобные проявления в поведении ребенка есть попытка научиться утверждать собственную волю и сознательно воспринимать свое «Я». Это можно сравнит с неким первым вызовом судьбе, миру, самому себе. Как и всякая тренировка, такое учение изобилует излишествами, избыточностью. Человек должен вырасти хозяином своей воли, другими словами стать СВОЕВОЛЬНЫМ. И это требует вдумчивого и терпеливого отношения родителей. Тем более что зачастую эти периоды самоутверждения не длятся бесконечно, и у взрослых есть возможность отдохнуть и подготовиться к следующему этапу.

В дальнейшем ребенок будет проявлять упрямство, особенно ярко это будет происходить тогда, когда ему покажется, что его самолюбие находится под угрозой, что его права ущемлены, когда его активность и стремление к самостоятельности будут подавляться. Даже просто от скуки…

 

 

Продолжение в следующей статье.