Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко / Консультации / Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие
(дошкольный и младший школьный возраст)

Психосоциальное развитие
(дошкольный и младший школьный возраст)

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста человека, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контрактов со сверстниками, детьми других возрастов, родными и посторонними взрослыми, педагогами и т.д.
В этот период наблюдается распад социальной ситуации совместной деятельности ребенка со взрослым, характерная для раннего периода, когда ситуация социального комфорта заключалась в неразрывной связи со взрослым. Происходящее отделение, безусловно, создает новую социальную ситуацию, в которой наблюдается стремление ребенка к самостоятельности. Эта тенденция естественна и постоянна. Ребенок уже понимает и принимает существование взрослых – перед ним возник мир взрослых людей. Поскольку до наступления этого периода у ребенка сформирована привычка жить со взрослыми. Это не просто привычка, это его естественное состояние. Но при сохранении этого начинает формироваться и развиваться и другой аспект совместной жизни – жизнь ребенка в жизни взрослых. Ребенок начинает понимать, что в мире взрослых существуют свои собственные отношения и удовольствия, из которых он исключен. И поскольку ребенок еще не может принять реальное участие в жизни, которую ведут взрослые, развивается игра как идеальная форма совместной со взрослыми жизни.
В игре воссоздается общий смысл таких понятий как человеческий труд, нормы и способы взаимоотношений людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которую вовлечены взрослые в их реальной жизни. Можно уверенно говорить об огромном значении и влиянии игры на развитие личности ребенка.
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность человека в этот период регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами. Именно в дошкольный возраст характерен возникновением и развитием произвольного поведения. Произвольность – наличие, в первую очередь, средств и способов осуществления цели, а не сама цель как таковая. И это является важным психологическим обеспечением развития личности человека.
Кроме того, в этом периоде проявляются такие аспекты самосознания, как первые элементы самооценки. У маленького человека уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, которая отличается от игры.
Что касается младшего школьного возраста, то в этот период ведущее значение приобретает учебная деятельность. Она начинает опосредовать всю систему отношений ребенка с момента поступления ребенка в школу. Заслуживает внимание то, что учебная деятельность парадоксальна: она общественна (по смыслу, содержанию, форме) и одновременно индивидуальна (по результату).
Учебной деятельности присуща и следующая особенность – это приобретение человеком умения подчинять свое поведение массе обязательной для всех правил как общественно выработанной системе. Это подчинение правилам формирует умение регулировать свое непосредственное поведение, а также осваивать более глубокие формы произвольного управления им. Это то новое, что привносит этот период в развитие личности.
Основным же новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение, безусловно, оказывает влияние на другие познавательные процессы детей. Память и восприятие становятся мыслящими, думающими. Впоследствии это позволяет успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Следует помнить о том, что поступление в школу значительно (одновременно и многопланово) расширяет круг социальных контактов ребенка. И это неизбежно влияет на него, на его «Я - концепцию». Школа способствует развитию самостоятельности ребенка, приводящая в последствии к эмансипации (освобождения от зависимого, подчиненного положения) от родителей, предоставляет ему достаточно широкие возможности для изучения окружающего мира, его физической и социальной составляющих.

Подготовлено по материалам литературы по психологии.