Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко / Консультации / Правила полноценного восприятия музыки. Некоторые трудности в воспитании слушателя.

Правила полноценного восприятия музыки

Правила полноценного восприятия музыки. Некоторые трудности в воспитании слушателя.

Правила полноценного восприятия музыки.
Некоторые трудности в воспитании слушателя.

Приступая к тому, чтобы впустить музыку в свой дом, научиться получать от процесса слушания музыки удовольствия и пользы, целесообразно познакомить ребенка с правилами, которые помогут ему полноценно воспринимать музыку. Ниже приведены некоторые из них, но будет очень хорошо, если вы совместно со своими детьми дополните их своими или адаптируете перечисленные к своим условиям и потребностям.
Найди для себя такую удобную позу, которая позволит прослушать все произведения, не отвлекаясь.
Непосредственно перед началом слушания выдержи «паузу молчания», собери внимание, настройся на слушание.
Когда начнется звучание, слушай, не отвлекаясь, вслушивайся в каждый звук.
Когда музыкальное произведение отзвучит, снова выдержи «паузу молчания» и лишь после нее, если захочешь, можешь поделиться своими впечатлениями.
Это основные правила. Но приучать ребенка следовать нужно постепенно. А выработка каких-либо собственных семейных правил слушания музыки и традиций даст ребенку возможность почувствовать проявление иного рода заботы родителей, что необходимо и приятно ребенку.

В работе по воспитанию слушателя возможны, а иногда неизбежны трудности. Наиболее распространены следующие:
Ребенок не выдерживает «паузу молчания», разговаривает, вертится, не собран перед слушанием. Чтобы помочь ему сосредоточиться, можно использовать поэтическое слово, созвучное характеру, настроению музыкального произведения. Нужно предварительно наполнить ребенка теми эмоциями, которые настроят его на восприятие музыки.
Ребенок выдерживает «паузу молчания», но после первых же звуков музыки отвлекается, начинает разговаривать. Это означает, что предварительного наполнения эмоциями не произошло. Прервав прослушивание, можно постараться вновь вызвать интерес к тому, что он должен услышать. Кроме того, напомнить правила слушания музыки.
Ребенок прослушивает какую-то часть произведения и вдруг отвлекается: вступает в разговор, переключает внимание на окружающее, затем может снова включиться в слушание. В этом случае можно говорить как о недостаточно развитом произвольном внимании вообще, так и о том, что данное музыкальное произведение его не заинтересовало. Можно, не вступая в разговор, жестом попросить ребенка слушать, соблюдая тишину. А после окончания музыкального произведения, выдержав «паузу молчания», сказать ребенку: «Когда ты отвлекаешься, какая-то часть музыкального произведения проходит мимо тебя. В результате твое представление о музыке становится недостаточным».

Процесс научения восприятия музыки можно сопровождать движениями, помогающими ребенку удерживать внимание и проникаться музыкой. Кроме того, подойдут простейшие музыкальные игрушечные инструменты, соответствующие характеру произведения. Так создается ритмический аккомпанемент. Но лучше применять музыкальные инструменты при повторном прослушивании, а не первичном. Конечно, использовать такое сопровождение для нежной, лирической, возвышенной мелодии, может, и не стоит. Зато вполне уместно во время звучания шутливых, народных и плясовых мелодий. При этом конечно шумовой эффект не должен перекрывать звучание самого произведения. Он должен быть фоном.
Хорошо, если музыкальные произведения звучат дома достаточно часто. Они могут прослушиваться малышом во время рисования, лепки, тихой игры. Благоприятно предлагать прослушать некоторые мелодии ребенку непосредственно перед отходом ко сну. Тогда они могут служить некоторыми маячками того, что день окончен, и пора спать. Они могут успокаивать, укачивать, убаюкивать, и, как следствие, дарить спокойные сны. Разумеется, звучание таких мелодий должно быть тихим, а сами произведения спокойные, лиричные.
Конечно, важна и регулярность занятий слушания музыки. Важно, если члены семьи будут слушать музыку все вместе. Хотя бывают различные ситуации, и слушать музыку вопреки каким-то неотложным делам, скорее, не стоит. Следует уважительно относиться к интересам ребенка и других членов семьи относительно их желания слушать ту или иную музыку. Совместное принятие решения, консенсус покажут ребенку не просто проявления толерантности к чувствам и желаниям других людей, но и станут примером к тому, чтобы поступать аналогичным образом самому.
Подготовлено по материалам литературы по психологии.