Детская школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко / Консультации / Кризис семи лет.

Кризис семи лет.

Кризис семи лет.

Кризис семи лет.

В возрасте от 4-х до 7-ми лет ребенок испытывает потребность в расширении свободы, которая соответствует возросшей подвижности, уверенности в своих силах и освоению окружающего мира. Любопытство и исследовательская активность распространяется во многих направлениях. Начинается проявление совестливости, характер которой во многом определяется отношением к нему родителей. Психологи называют эту ступень развития «стадией инициативы», имея в виду движение человека в будущее.
Ребенок начинает интересоваться половой принадлежностью и различием социальных ролей, основанном на этом различии. В результате появляются игры с выделением мужских и женских ролей, изначальной моделью для которых выступает поведение родителей. Большое значение для формирования самоуважения и дальнейшего развития ребенка, сообразно его половой принадлежности, имеет отношение родителей и старших окружающих к тому интересу, который человек проявляет к вопросам пола. Важно ни недооценивать и ни переоценивать проявления полового развития ребенка в этот период. На стадии усвоения ролей основным является то, что ребенок осознает и признает свою принадлежность к полу благодаря процессу отождествления с соответствующим родителем. Именно родители являются ориентирами и образцом для формирования таких понятий у ребенка как «мужское» и «женское».
Мальчик, подражая отцу, отождествляет себя с ним, считает себя агрессивным и властным в своем подходе к жизни. Девочка, подражая матери, стремится стать приятной, привлекательной и вырабатывает недирективные подходы к жизни. Следует избегать как излишнего покровительствования, так и негативного отвергания, так как эти проявления могут усложнить прохождение человеком этой стадии.
Вступление в семилетний, иногда критический период, практически полностью вытесняет детскую наивность и непосредственность. Его поведение становится менее понятным, его отношения с окружающими изменяются аналогичным образом. Между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент. И развитие интеллектуальной мотивации поступков является прямой противоположностью импульсивному и непосредственному действию, свойственному более младшему ребенку.
Происходят и телесные трансформации, которые получили название – возраст вытягивания, возраст смены зубов. Человек достаточно резко изменяется, характер изменений более глубокий и сложный в сравнении с предыдущими метаморфозами. Иногда в поведении появляется манерность, капризность, нарочитость, нелепость и искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада и шутовство.
Меняется и процесс восприятия мира, структурность. Мир уже не состоит из отдельных фрагментов, но представляет собой единый образ, соединенный существующими в нем отдельными частями.
Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации (разделения) внутренней и внешней стороны личности человека. Он начинает осмысленно, разумно ориентироваться и реагировать на собственные переживания. Малыш начинает понимать значение категорий «я радуюсь», «я злюсь», «я добрый» и т.п. Так для семилетнего человека открывается сам факт своих переживаний. Кроме того, сами переживания приобретают смысл. И поэтому формируются новые виды отношений к себе. Это обобщение переживаний или логика чувств. Именно в этот период человек начинает осознавать уровень запросов к самому себе, к своей успешности, к своему положению.
Возникающие к семи годам сложные новообразования, приводящие к телесным и поведенческим изменениям, требуют от окружающих взрослых изучения, формирования адекватного отношения, уважения и принятия этих метаморфоз и личности ребенка. Тем самым оказывается неоценимая помощь человеку в процессе взросления, которая, безусловно, положительном образом отразится на его дальнейшем развитии и жизни.
Подготовлено по материалам литературы по психологии.